Орган зрения — особый инструмент, посредством которого человек с рождения познает окружающий мир и воспринимает визуальную информацию. Важно с самого детства уделять внимание здоровью глаз, своевременно обращаться к специалистам для консультации и получения профессиональной помощи. Одним из таких заболеваний, когда нельзя откладывать визит к врачу, является подвывих хрусталика — неполное его смещение в какую-либо сторону от центрального, нормального положения.

Причины и симптомы

Данная патология делится на 2 типа: приобретенный, возникающий как следствие травмы или контузии, и врожденный подвывих хрусталика, развивающийся в большинстве случаев на фоне неблагоприятной наследственности. Поражается соединительная ткань, из-за чего хрусталик меняет свою локацию, этому также способствует не полностью развитая, слабая цинновая связка, лишь частично способная выполнять функцию удержания естественной линзы.

Патология может возникнуть и по другим причинам:

• Синдром Марфана — у детей это семейно-наследственное заболевание способно вызывать множественные отклонения в различных системах и органах, чаще всего специалисты-офтальмологи наблюдают симптоматическую триаду: гигантизм, арахнодактилия, эктопия хрусталика, при этом проблемы со зрительным анализатором возникает у более чем 50% заболевших.
  • Синдромы Марчезани, Ригера, Элерса-Данлоса, а также гомоцистинурия — серьезные наследственные болезни, для которых характерны проявления подвывиха хрусталика и других проблем со зрением.

При каких признаках показано обращение к офтальмологу?

Чаще всего у пациентов возникают жалобы на снижение зрения, также бывают следующие симптомы:

• радужка и хрусталик при движениях глаза подрагивают (колеблятся);
  • глубина передней камеры глаза неравномерна по глубине;
  • зрачок слишком узкий (миоз) или наоборот — широкий (мидриаз);
  • двоение предметов (диплопия) на один глаз.

Отсутствие правильного и своевременного лечения врожденного подвывиха хрусталика может спровоцировать ряд проблем. Среди них наиболее частые — амблиопия (ленивый глаз) и глаукома. От степени поражения напрямую зависит лечебный протокол и прогноз на восстановление зрения и его дальнейшее сохранение.

Методы диагностики и лечения

При наличии у детей синдрома Марфана или иных болезней, вызывающих смещение хрусталика, поставить диагноз получится только после точной диагностики на современном оборудовании:

• общий осмотр;
  • офтальмоскопия;
  • биомикроскопия;
  • ультразвуковое исследование.

Обнаружение осложненного течения заболевания (полный вывих хрусталика в переднюю камеру или мигрирующий периодический вывих, иридоциклит, глаукома) требует назначения оперативного вмешательства, перед которым необходимо сдать общие анализы и пройти обследование. Операция предполагает проведение факоаспирации/факоэмульсификации с имплантацией искусственного хрусталика.

В ситуациях, когда слабовыраженный подвывих не сказывается на остроте зрения, хирургия может быть не показана. Рекомендован подбор очковых или контактных линз для оптимальной коррекции зрения.