Хирургия катаракты с использованием ультразвука (факоэмульсификация)

При помутнении хрусталика с последующим ухудшением зрения вплоть до его полной потери ставят диагноз «катаракта». Операция является единственным эффективным способом восстановить остроту зрения и четкость зрительного восприятия. Консервативное лечение не приносит ощутимого результата.

Катаракта: операция назначается, если…

• Показатели зрения подают на 50% и более.
  • Появляются оптические искажения и снижение контрастной чувствительности, которые доставляют дискомфорт и препятствуют полноценной работе.
  • Вокруг источника света человек видит ореолы.
  • Изменения приводят к тому, что пациент вынужден подстраивать под них свой ритм жизни.
  • Болезнь достигла развитой стадии.
  • Патология носит врожденный или травматический характер.

Противопоказания к хирургическому вмешательству

• Отсутствие перспектив к улучшению зрения (как правило — в результате сопутствующей патологии глаза в виде атрофии зрительного нерва, дистрофии сетчатки и др.)
  • Воспалительные процессы глазного яблока в остром периоде.
  • Некомпенсированные системные заболевания (сахарный диабет, гипертоническая болезнь ревматоидный артрит).
  • Инсульт или инфаркт в анамнезе (менее чем за полгода до вмешательства).

На каком этапе проводится?

Методика факоэмульсификации катаракты в отличие от экстра- или интракапсулярной экстракции может осуществляться на любой стадии болезни. Это позволяет пациенту не ждать, как говорят порой«созревания катаракты», а восстановить остроту и качество зрения по мере необходимости, вернув человеку утраченное качество жизни. В том числе операция может проводиться и на ранних стадиях катаракты, если она причиняет значительный дискомфорт и препятствует профессиональной деятельности.

Имеют значение и сопутствующие диагнозы. Так, например, при некоторых вариантах строения глаза и некоторых видах глаукомы слишком большой, разбухший хрусталик требуется своевременно извлечь и провести имплантацию ИОЛ (интраокулярной линзы), чтобы не произошло резкого скачка внутриглазного давления. В ряде случаев катаракта нарушает возможность тщательного осмотра глаза и делает невозможным полноценное наблюдение за состоянием глазного дна. У некоторых пациентов, при развитии катаракты, вдруг появляется близорукость, связанная с изменением оптической плотности хрусталика. Им операцию надо провести, чтобы восстановить рефракционный статус, убрав большую разницу между двумя глазами.

Многие достаточно молодые пациенты отмечают снижение зрения вблизи, в таких ситуациях замена хрусталика может проводиться с рефракционной целью для восстановления зрения на различных расстояниях путем имплантации многофокусной (мультифокальной) интраокулярной линзы.

Как проводится факоэмульсификация катаракты?

1. Амбулаторно или при краткосрочной госпитализации (при этом предварительно сделанные анализы, исследования, документы должны быть на руках).
  2. Подготовка (беседа с анестезиологом, переодевание, прием препаратов при необходимости).
  3. Местная анестезия (капли).
  4. Расширение зрачка (капли)
  5. Прокол роговицы микрохирургическим лезвием или лазером, защита тканей глаза специальными растворами (вискоэластики), введение через прокол наконечника факоэмульсификатора – рабочего инструмента офтальмохирурга.
  6. Дробление ультразвуком пораженной линзы, превращение ее в эмульсию с последующим удалением путем аспирации.
  7. Имплантация ИОЛ.
  8. Извлечение защищающего препарата (вискоэластика).
  9. Герметизация прокола.
  10. Врачебное наблюдение в послеоперационной палате.

Через 2-3 часа, при хорошем самочувствии и отсутствии осложнений пациент отправляется домой. В некоторых случаях пациенту могут порекомендовать задержаться в клинике на ночь и поехать домой на следующий день.

Метод ультразвуковой факоэмульсификации отработан и является «золотым стандартом» офтальмологической хирургии. Не имеет смысла затягивать с лечением, если вернуть утраченную четкость восприятия мира можно с минимальной травматичностью и быстрым восстановлением, на любой стадии заболевания.