Современные достижения офтальмологии позволяют решить практически любую проблему зрения, используя лекарственные средства,либо применяя хирургические методы. Именно к последним относится сквозная пересадка роговицы.

Она применяется в тех случаях, когда консервативное лечение бессильно, например, при значительном поражении, затрагивающем все слои роговой оболочки.

Борис Эдуардович Малюгин имеет на счету более 1000 кератопластик и является признанным авторитетом в данной области. Он — автор большого количества научных трудов, посвященных хирургии роговицы.

Что такое сквозная кератопластика?

Нарушение прозрачности или искривление наружной поверхности глаза препятствует правильной проводимости света, что становится причиной ухудшения зрительных функций.

Сквозная пересадка роговицы представляет собой полную замену всех ее слоев на донорскую ткань.Успех такого лечения обусловлен отсутствием кровеносных сосудов во внешней оболочке глаза, что позволяет избежать проблем отторжения,характерных для обильно васкуляризированных органов и тканей (печень, почки, сердце и т.д.). Именно поэтому такой вид оперативной коррекции считается относительно безопасным и высокоэффективным способом вернуть утраченную зрительную функцию.

Когда рекомендуется сквозная кератопластика?

Показанием к вмешательству считается обширное и глубоко расположенное повреждение роговицы, устранить которое безоперационными методами невозможно:

• Стойкий отек при буллезной кератопатии.
  • Первичные дистрофии.
  • Врожденные помутнения роговицы.
  • Рубцы после травм глаза.
  • Помутнения вследствие инфекций, сопровождающихся язвенным поражением.
  • Ожоги глаз.

Противопоказания

Операция требует особого внимания к состоянию здоровья. При этом противопоказания относятся не только к офтальмологическим болезням, но и недугам всего организма:

• Патологии век (завороты, вывороты, блефариты).
  • Повышенное внутриглазное давление.
  • Активное воспаление глаза.
  • Заболевания сетчатки и зрительного нерва.
  • Системные нарушения, ухудшающие процессы регенерации (сахарный диабет, патологии щитовидной железы и т.д) являются относительным противопоказанием.

Как подготовиться к процедуре?

Сквозная кератопластика требует определенной подготовки:

• Комплексное обследование, включающее лабораторные анализы и осмотры специалистов (терапевт, ЛОР, стоматолог).
  • Ожидание и подготовка трансплантируемого материала.
  • Подбор антибактериальных капель.
  • Рекомендации по соблюдению режима и уходу за глазом.

Как проводится сквозная пересадка роговицы?

При данной процедуре используют как общий наркоз, так и местную анестезию. Выбор обезболивания зависит от объема операции,возраста и состояния пациента.

Оперативное воздействие длится не более часа, и включает следующие этапы:

• Наложение хирургического веко-расширителя.
  • Определение и разметка участка удаляемой ткани.
  • Трепанация роговицы реципиента.
  • Подготовка и выкраивание донорского трансплантата.
  • Фиксация трансплантата швами.
  • Изоляция прооперированного глаза повязкой.

При необходимости в ходе сквозной кератопластики выполняют и другие вмешательства – имплантацию и замену ИОЛ, удаление стекловидного тела, реконструкцию радужки, рассечение спаек и т.д.

В последующем пациент получает рекомендации врача, и отправляется домой. В послеоперационном периоде необходимо бережно относиться к оперированному глазу, соблюдать режим закапывания капель, а также регулярно посещать офтальмолога.

Данное вмешательство относится к сложнейшему разделу офтальмохирургии, и требует высокого мастерства хирурга, однако позволяет не только вернуть зрение, но и сохранить его на долгие годы.